среда, 28 декабря 2011 г.

Петербургский компонент в проектной деятельности учащихся


В 8-м классе мы с ребятами читаем фантастическую повесть петербургского писателя А. Н. Житинского «Параллельный мальчик». И возраст главных героев повести (13 лет), и динамичный сюжет, и язык произведения, во многом отражающий молодёжный сленг сегодняшних восьмиклассников, - всё это делает произведение, казалось бы, доступным и интересным для ребят. Но, как показывает опыт, внешняя доступность, кажущаяся простота и прозрачность часто «уводят» ребят от серьезного осмысления непростых проблем, поднятых в произведении.
            Давайте обозначим эти проблемы:
  • в чём состоит преимущество открывающейся перед современным человеком виртуальной реальности (параллельного мира) и в чём её опасность?
  • какие две основные силы современного мира представляют два главных персонажа повести?
Как же сделать так, чтобы поверхностное чтение преобразилось в творческое, аналитическое? В этом нам помогает ряд исследовательских проектов, которые ребята выполняют в ходе подготовки к уроку.
Работа над проектом всегда начинается с определения темы, исследовательской задачи. Перед нами произведение современного петербургского писателя, действие повести происходит в Петербурге, поэтому, естественно, возникает тема «город на страницах повести». Творческая группа (3-4 человека) отправляется в литературное путешествие вместе с героями повести Житинского. Задачи «путешественников»:
  • найти в повести точные адреса, названия улиц, составить карту, в которой обозначить маршруты героев;
  • подобрать иллюстрации к карте (сделать фотографии, найти слайды, отобрать соответствующие фрагменты повести);
  • ответить на вопросы: Зачем автору фантастической повести понадобились точные петербургские адреса? Как герои повести воспринимают наш город? Как это их характеризует?
  • представить результаты своего исследования на уроке.
            Для того чтобы презентация ребят стала органичной частью урока, помогла всем в решении общей задачи, учителю необходимо сделать небольшое вступление, предваряющее выступление ребят, и поставить перед классом задачу, которая активизирует его внимание.
            Слово учителя: в одном интервью Житинский признаётся: «Наш город заставляет писать немножко по другому, чем, допустим, в Москве. Город наш диктует иное. Сдержанность, может быть. Некое чувство меры… Если ты среди этих домов, по этим улицам ходишь, они на тебя не могут не влиять». Писатель наполняет страницы своей повести конкретными петербургскими адресами. Давайте предпримем небольшое литературное путешествие и вслед за героями повести пройдём по улицам нашего города. Задание классу:
·         что необычного в описании Петербурга вы заметили?
·         как герои повести воспринимают город?
·         «влияет» ли город на наших героев?
            Перед вами карта нашего города, на которой мы обозначили адреса, названные в повести Житинского, а также маршруты передвижения героев. Попробуем прежде всего выяснить, где живут главные герои повести, откуда начинается их путешествие по городу. Наши герои скорее всего живут на Петроградской стороне, в историческом центре города. Выйдя из дома Светы, Димка Баранов вскоре поворачивает на Большой проспект Петроградской стороны. Здесь же, на Большом проспекте, в мороженице он назначает ей свидание. Однако герои легко перемещаются в пространстве города. Так поиски следов космических пришельцев приведут их в парк Челюскинцев, «что на Удельной» (это северный район города, обозначен крупным фиолетовым кружком).
- 2 -
Карта литературного путешествия вместе с героями повести А.Н. Житинского «Параллельный мальчик»





А вот Турбинная улица, место конспиративной квартиры, где скрывается главный герой от сотрудников милиции – на юге города (обозначена голубым кружком с фиолетовой обводкой). На карте красным и малиновым цветом обозначены маршруты передвижения героев.
Маршрут 1-й (обозначен на карте красным цветом): В поисках рэкетиров Димка и Лёня приходят на Адмиралтейский бульвар к офису отца пропавшего одноклассника. Из сквера, «где бронзовый Пржевальский с верблюдом», появляются рэкетиры. Отсюда ребята начинают преследование, которое ведёт их по Невскому проспекту до Казанского собора. Около собора находится коктейль-бар, место встречи рэкетиров. Отсюда же, от памятника Барклаю де Толли, на машине «Жигули» рэкетир Ферри повезет Димку и Лёню «разбираться» в конспиративную квартиру на Турбинную улицу. Однако решит не утруждать себя долгой дорогой и свернёт на «тихую» улицу Рубинштейна. Здесь мы впервые увидим в повести Житинского развёрнутое описание города: «Было уже темно, фонари не горят, прохожих мало. Блестели лужи от вчерашнего дождя. Где-то в подворотне закричала кошка, будто её режут. Жутко». Это описание лаконично, в нём слышится авторская ирония. Не забудем, что резкий крик кошки слышится на «тихой» улице Рубинштейна. Здесь же разворачивается бурная сцена битвы Димы и Ферри. Обращает внимание и отсутствие жителей в городе: «прохожих мало». Кроме того, они абсолютно равнодушны к нашим героям. Так, запертый в машине рэкетиров Лёнька

- 3 -
пытается привлечь внимание прохожих, а они «не привлекаются», по ироничному замечанию автора.
            Только один раз герой получит помощь от жителей города. «Оглядываюсь вокруг – и вдруг, на моё счастье, вижу в углу старушку за мороженым. Такая типичная петербуржка, в шляпке и в очках. Бросаюсь к ней.
– Бабушка, Вы не можете мне помочь?
– Во-первых, невежливо называть даму, пусть и пожилую, бабушкой, - говорит она. – Во-вторых, я тебя слушаю.»
Старая «петербуржка» расскажет Димке Баранову, что такое «ланиты», и герой окажется на высоте во время своего первого свидания. Постепенно горожане и вовсе исчезают со страниц повести. И само пространство города легко становится ареной компьютерной игры: «Я верчу баранку, жму на педали, тормоза скрипят – как в американском фильме! Жутко клёво! И опасности не чувствую никакой… И что характерно – на улицах опять пустынно, никаких машин ни прохожих, только мы мчимся, визжа тормозами на поворотах». «Как в американском кино», лихо отстреливаясь от сотрудников спецслужб, несётся машина рэкетиров по Литейному проспекту от здания Комитета госбезопасности через Литейный мост на Пироговскую набережную, затем по Выборгской, напротив телебашни (Это маршрут №2, обозначенный на карте фиолетовым цветом).
После презентации ребята, отвечая на поставленные вопросы, делают следующие выводы:
  • хотя наши герои живут в Петербурге и путешествуют по его историческим местам, они как будто бы не видят города;
  • автор подчёркивает одиночество героев в большом городе, показывает зыбкую границу между реальным и виртуальным миром.
Интересно отметить, что во время выполнения задания творческая группа сделала для себя одно немаловажное открытие: почему на карте современного города нельзя найти парк Челюскинцев, «что на Удельной». Наша гимназия находится как раз недалеко от станции Удельная, здесь действительно несколько красивых парков, а вот парка Челюскинцев… нет. Оказалось, что почти 60 лет(с 1934 по 1991) так назывался Удельный парк, и как раз в 1991 году, в год выхода в свет повести Житинского, ему было возвращено историческое название. Ребята заинтересовались историей названий и стали искать краеведческий материал, рассказывающий о нашем районе города. Так творческая задача дала толчок новому поиску. Кроме того, ребята соотнесли своё ощущение города с авторским.
            Второе исследование посвящено языку героев повести А. Житинского. Перед ребятами ставится задача: Собрать и систематизировать слова, которые любят использовать в своей речи герои повести; подумать, как речь героев отражает их внутренний мир?
Язык героев повести
                 
                                        Файл                                                           Димка Баранов
                                Вова Феденёв






Как видите, не только прозвище главного героя, заменившее ему имя, но и слова, которые он любит употреблять в своей речи, подчёркивают его увлечённость компьютерными технологиями. Компьютерные термины вытесняют из его речи другие слова. В итоге нашего героя с трудом понимают окружающие. Дима Баранов, второй
- 4 -
главный герой повести, увлекается восточными единоборствами. Вот почему в его речи так много выражений из восточных языков. Автор тем самым подчёркивает, с одной стороны, бедность словаря героев, который ограничен терминами, связанными с их увлечениями, с другой стороны, подчёркивает утрату языковых, а значит, и культурных традиций. Не случайно старославянское слово «ланиты» непонятно даже дочери священника Свете Воздвиженской.
            Житинский «поручает» рассказать историю повествователю – семикласснику Димке Баранову, участнику событий, а значит, язык повести – это молодёжный сленг начала 90-х годов XX века. Давайте сравним язык повествователя и язык рэкетиров.


Современный молодёжный сленг

        Димка                                                                                Рэкетиры






Мы видим, что автор подчёркивает родство молодёжного сленга с языком криминальных структур. Нужно заметить, что последнее открытие – связь молодёжного жаргона и криминальной речи – поражает ребят. И тут уместно не просто поддержать интерес к этой теме, а задуматься вместе с учениками над такими вопросами: О каких процессах, произошедших с нашим обществом, свидетельствует это языковое явление? К чему ведёт утрата культурных языковых традиций?
Подведём итоги. Урок по повести «Параллельный мальчик» начинался с размышления ребят о притягательных и опасных чертах виртуального мира. Участие в совместных исследованиях убедительно показало им, какой зыбкой может быть граница между реальным и виртуальным мирами, что параллельный мир угрожает реальному. Ценности, на которые ориентируются главные герои повести, их желание покорить мир внешней красотой (Света В.), физической силой (Дима Б.), интеллектом (Файл) ведут их к отказу от настоящей жизни. Автор хорошо понимает опасность такого пути, может быть, поэтому он посвящает свою повесть дочери. Возможен ли другой путь? Автор нам его не показывает. Русская литература вообще не любит назидательности, она оставляет свободу выбора самому читателю, доверяя его человеческому и читательскому опыту. Поэтому учитель предлагает восьмиклассникам вспомнить «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Тем более, что её герои немногим старше героев Житинского. И приключения, которые выпали на их долю, тоже как будто разворачиваются в двух мирах: в тихом патриархальном мире старинных дворянских семейств и бурном мятежном море крестьянского восстания.
Задание классу: Выберите из перечня морально-нравственных и социальных ценностей, которые определяют жизнь и судьбу человека те, что спасли Машу Миронову и Петрушу Гринёва в годину тяжких испытаний.

Ненависть
Гордыня
Дружба
Сила
Верность
 


Власть
Богатство
Знатность
Самолюбие
Жертвенность
 

Семья
Вера
Слава
Предательство
Красота
 

Закон
Любовь
Милосердие
Честь
Интеллект
 
Морально-нравственные ценности






Среди жизненных ценностей, которые восьмиклассники ставят на первое место, конечно, окажется любовь. Учитель может дополнить размышления ребят словами из послания апостола Павла: та любовь, что «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий